Понедельник, 24.09.2018, 21:16
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта
Поиск

Дмитрий Донской ч. 9

Дмитрий Донской, вернувшись на пепелище, в первую очередь занялся организацией похорон убитых. Он выдал на похороны 300 рублей, из расчета рубль на 80 человек, из чего можно заключить, что тогда в Москве погибло свыше 20 тысяч человек. Затем князь в меру своих возможностей попытался наказать главных, по его мнению, виновников происшествия. Дмитрий вызвал из Твери бежавшего туда во время приближения татар Киприана и выставил его вместе с духовником Владимира Андреевича Афанасием Высоцким из пределов великого княжества. Киприан до самой смерти Дмитрия больше не появлялся в Москве. Позже, когда бол­гарин занял митрополичью кафедру, он занялся большой литературно-публицистической работой, целью которой бы­ло очернение Дмитрия Донского в глазах потомков и пред­ставление своих действий в тот период как исключительное благодеяние для Руси. В реальности же род деятельности Киприана в русских землях в 1374—1389 гг. был очень далек от литературной и богословской (за которую позже он был причислен к лику святых), и скорее приближался к нечис­топлотной политике, которая к тому же имела скрытую ан­тинациональную направленность.
Даже когда в 1382 г. Киприан недолго пробыл в Твери, он убедил Михаила Тверского вновь запросить в Орде яр­лык на великое княжение. Дмитрию Донскому пришлось ехать к Тохтамышу, признать его власть над собой, а также обещать возобновить выплату дани. В качестве залога и гарантии выплаты дани князь оставил в Орде своего стар­шего сына и наследника Василия. Летописи под 1384 г. от­метили: «Тоя же весны бысть велика дань тяжиа по всему великому княжению всякому без отдатка, со всякые дерев­ни по полтине, тогда же и златом давали в Орду, а с Новагорода с Великово взя князь великий тогда черной бор».
Дальнейшие помыслы Дмитрия Донского были направле­ны на решение трех проблем: добывание денег для Орды, сохранение достигнутого уровня объединения русских зе­мель и посильная месть виновникам его неудач. В Рогожском летописце под 1383 г. с некоторым недоумением сообщается, что в Москве убит «брехъ, именемъ Некоматъ за некую кра­молу бывшую и измену». Дмитрий Донской хорошо помнил, в отличие от летописца, какую именно «крамолу и измену» осуществили в 1375 г. грек (а не «брех») Некомат и Иван Вельяминов, обезглавленный за нее еще в 1379 г.
Теперь, когда Дмитрий был повержен татарами, Олег Ря­занский попытался отомстить Москве за разорение рязанс­ких земель в 1380 г. После ухода Тохтамыша произошло столкновение между Олегом и Владимиром Серпуховским, а в 1385 г. рязанский князь захватил Коломну. Дмитрию уда­лось заключить мир с Олегом только с помощью Сергия Радонежского. Примирение между двумя князьями было скреплено женитьбой сына рязанского князя на дочери мос­ковского.
Пытаясь решить финансовую проблему, Дмитрий орга­низовал в 1386 г. поход на Новгород Великий. Новгородцы в течение долгих лет безнаказанно грабили земли великого княжества по Волге. Теперь, когда понадобились большие средства для уплаты в Орду дани и для залога за Василия Дмитриевича, оказалось весьма кстати вспомнить о разбоях, учиненных новгородскими ушкуйниками. Когда войско по­дошло к стенам Новгорода, то горожане, не вступая в бой, предпочли откупиться восьмью тысячами рублей. Но Дмит­рию Ивановичу так и не пришлось вносить залог за своего сына.
Какие-то пролитовские силы, возможно связанные с Киприаном, организовали побег Василия из Орды. Княжич был доставлен сначала к валашскому воеводе Стефану, а затем оказался в Литве, где он обручился с дочерью князя Витовта Софьей. В Москву Василий вернулся в 1387 г. в сопровожде­нии литовцев и поляков. Можно себе представить разочаро­вание и гнев Дмитрия Донского по отношению к старшему сыну. Единственное, что реально мог сделать в данной ситуа­ции Дмитрий, — это запретить Василию женитьбу. Однако такой запрет был действенным только при жизни Донского. Буквально на следующий год после похорон отца Василий женился на своей невесте.
К 1389 г. Дмитрию Донскому было всего 39 лет, но за это время князь пережил две эпидемии чумы, множество боев и сражений, в которых получал ранения. Умер Дмитрий после непродолжительной болезни 19 мая 1389 г. Летопись кратко осветила это событие: «преставися благоверный и христо­любивый и благородный князь великий Дмитреи Ивановичъ всея Руси».
Княжение Дмитрия Донского ознаменовано мощным подъемом самосознания великорусского народа. Этот всплеск совместных усилий «Власти» и общинной «Земли» был вплотную связан с освободительными устремлениями русских людей. Заслуга Дмитрия и митрополита Алексия состоит в том, что они поняли эти устремления и поставили себя на службу общенациональным интересам. Дмитрий Донской стал первым политиком, действия которого опреде­лялись государственными интересами. Постановка новых политических проблем повлекла за собой и новые подходы к их решению. Союз северо-восточных русских княжеств, ос­нованный на принципах совета и взаимопомощи, показал свою силу в Тверском походе, в битве на Воже и в Куликов­ском сражении.







 

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика