Среда, 21.11.2018, 09:35
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта
Поиск

Князь Василий III Иванович ч. 8

Патрикеева судили прежде всего за противодей­ствие разводу Василия III Ивановича с первой без­детной супругой. После рождения наследника разго­воры о церковной законности второго брака велико­го князя означали, по существу, сомнение в законно­сти и самого наследника русского престола.
Князя-инока Вассиана Патрикеева, которого зва­ли после пострига Вассианом Косым, чтобы прикрыть политическую подоплеку судебного разбирательства, обвинили только в церковных грехах. Он был отправ­лен в заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и умер.
Максима Грека обвинили в том, что он якобы по­хвалялся колдовством — «волховством», хулил русские монастыри и превозносил греческие. Русские он об­винял в стяжательстве. Виновного отправили в твер­ской Отроч монастырь. Так в Русской Православной Церкви раз и навсегда было покончено с «греческой прелестью», то есть с церковной «крамолой».
Известный российский ученый-богослов Г. Флоровский сопоставил религиозные воззрения Макси­ма Грека и его противников в среде высшего право­славного духовенства. Максим по прозвищу Фило­соф видел Русь в образе страждущей вдовы, которой судьба уготовила тернистый путь. Другие же будущее Руси представляли великолепным, определенным раз и навсегда. Они представляли Москву третьим Ри­мом, где строилось новое христианское царство. Мак­сим Грек, напротив, представлял Русь Градом, нахо­дящимся в странствии.
Церковный собор своими решениями отстаивал автокефальность — независимость, самоуправление — Русской Православной Церкви и ее превосходство над «изрушившейся» греческой верой. В итоге суд над образованными церковниками-нестяжателями подго­тавливал почву для раскола Русской Церкви в XVII веке.
Последние годы правления великого московского князя Василия III Ивановича прошли в спокойной обстановке для государства. Руси не грозила новая военная опасность со стороны Польши и Литвы, Швеции, Ливонского ордена. Крымское ханство за­нималось внутренними проблемами, и южные рус­ские границы тревожили только небольшие разбой­ные отряды, которые легко разбивала порубежная стража.
Беспокоило государя «всея Руси» только Казан­ское царство с его внутренними неурядицами. В 1532 го­ду там произошел очередной государственный пере­ворот. Династию Гиреев. пришедшую в Казань из Крыма, отстранили от власти. Ее получил московский ставленник хан Джан-Али.
Первым признаком процветания Русского государ­ства явилась успешно развивавшаяся внутренняя и внешняя торговля. Крупнейшими купеческими цент­рами помимо Москвы стали Нижний Новгород, Смо­ленск и Псков. Великий князь Московский заботил­ся о развитии торговли, о чем постоянно напоминал своим наместникам.
Развивались и ремесленные промыслы. Во мно­гих городах возникли ремесленные пригороды — сло­боды. Страна обеспечивала себя по тем временам всем необходимым и была готова вывозить товаров боль­ше, чем ввозить то, в чем нуждалась. Природное бо­гатство Руси, обилие пахотных земель, лесных уго­дий с драгоценной пушниной единодушно отмечают иностранцы, посещавшие Московию в те годы.
Великий московский князь Василий III Иванович не помышлял о европеизации государства, которым правил. Это означало, что дух европейского Возрож­дения был для него чужд. Он не приложил усилий для расширения и упрочения возникших культурных связей с Италией, другими странами Европы.
Византиец-грек по матери, Василий III в отличие от других государей умел писать и при случае даже посылал жене записки «собственной руки». Однако он не оставил потомкам автографа. По существовав­шей традиции государь никогда не подписывал соб­ственные указы, предоставляя право это делать вели­кокняжеским дьякам.
При самодержце Василии III Ивановиче продол­жает развиваться градостроительство, возведение ве­личественных православных храмов. Итальянец Фиораванти строит в Москве, по образцу Успенского собора во Владимире, кремлевский Успенский собор, который становится главной святыней православной Московской Руси. Собор будет образцом для русских зодчих — мастеров храмового дела на многие десяти­летия.
Еще более самобытной оказалась архитектура мос­ковского Архангельского собора, строившегося по проекту итальянца Алевиза Нового. Возведение хра­ма велось в 1505—1508 годах. Архангельский собор стал фамильной усыпальницей московских государей и подлинным украшением Кремля.
При Василии III Ивановиче завершается построй­ка кремля русской столицы — в 1515 году возводится кирпичная стена вдоль реки Неглинной. Московский Кремль превращается в одну из лучших крепостей Европы. Являясь постоянной резиденцией монарха, Кремль становится символом Российского государ­ства вплоть до наших дней.
В русской архитектуре расцветает шатровый стиль. Первым шатровым храмом была церковь Вознесения, воздвигнутая в 1530—1532 годах в великокняжеской усадьбе, селе Коломенском. Она построена по указу государя «всея Руси» в честь рождения наследника Ивана IV Васильевича. Эта придворно-великокняжеская церковь на долгое время определила развитие оте­чественной церковной архитектуры.







 

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика