Вторник, 20.02.2018, 17:56
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта
Поиск

Нил Сорский ч. 10

 «У тебя, — говорил митрополит, — в правилах приведено правило Кирилла Александрийского: Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят и вместо: не нарицает, сказано: нарицает». Вассиан на это сказал:
«Я Госпожу Богородицу не хулю; верно, писец описался». Подобно тому указано было на житие Св. Богородицы Метафраста, переведенное Максимом Греком, где также от неисправности в переписке оказались такие ошибки, которые давали еретический смысл написанному. Поставленный на очную ставку монах (Вассиан Рушанин) обличал Вассиана, будто он, вместе с Максимом Греком, об этих ошибках сказал: «Так и надобно». Вассиан на это сказал: «Я этого не говорил; он лжет на меня». «Ты, — продолжал митрополит, — живучи в Симонове, в разговоре с одним старцем назвал Христа тварию, а когда тебе старец сказал: Святые отцы на всех соборах Святым Духом писали, ты ответил: дьявольским духом они писали, а не святым».
«Никогда этого я не говорил, — сказал Вассиан, — покажи мне того старца, который на меня наговаривает». «Ты говорил со старцем Иосифова монастыря», — сказал Даниил. «У меня, — отвечал на это Вассиан, — не бывали в келье старцы Иосифова монастыря: я их к себе не пускаю; мне до них дела нет». Тут митрополит указал на одного старца по имени Досифей.
«Досифей старец великий, добрый; он у меня в келье бывал не раз», — сказал Вассиан.
Этот «великий добрый старец» явился обличителем Вассиана, показывал, будто Вассиан называл Христа тварью и говорил: Святые отцы писали не святым духом, а дьявольским.
«Я ничего этого не говорил, — сказал Вассиан, — душа твоя пусть подымет (это). Бог меня с тобой рассудит».
«Ты, Вассиан, — продолжал Даниил, — говорил про Макария Колязинского: что это за чудотворцы? Макар чудеса творит, а мужик был сельский!»
«Я его знал, — сказал Вассиан, — простой был человек; а если он чудотворец, — пусть будет как вам любо. Чудотворец ли он или не чудотворец — не знаю».
Митрополит объяснял бывшему боярину, что могут быть святые мужи и из рабов, из самого низкого звания, что следует уважать не телесное благородие, а духовное.
«Про то знает Бог, да ты со своими чудотворцами», — сказал Вассиан.
Митрополит далее продолжал: «Все православные поклоняются гробу и честным мощам митрополита Ионы, а ты не поклоняешься ему и не почитаешь его». «Я не знаю: чудотворец ли Иона», — сказал Вассиан. «Ты, — говорил митрополит, — и сам мудрствовал и других поучал мудрствовать неправедно, говоря: плоть Господня до воскресения была нетленною». Вассиан подтвердил это.
«Где ты слыхал и видал то, что говоришь: будто плоть Господня была нетленной от Воплощения до Воскресения?» «И слыхал и видал, — сказал Вассиан. — А то ведает Бог да ты». Тогда последовало длинное обличение Вассиана в том, что его мнение о Христовой плоти сходно с древней ересью, которая признавала плоть Иисуса Христа только кажущеюся, а не действительною.
В силу всего этого, Вассиан был осужден на заточение в Иосифов Волоколамский монастырь. Злоба врагов его, и в том числе великого князя, не могла выдумать большего наказания, как отдать Вассиана под власть тех, с которыми борьба составляла главную задачу всей его деятельности.
Он скоро умер в заточении. Курбский говорит, что «осифляне», по повелению великого князя, уморили его.







 

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика