Пятница, 27.08.2021, 05:52
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Нил Сорский ч. 4



По его воззрению вообще, только то достояние и
признавалось законным и богоугодным, которое приобреталось собственным трудом.
Иноки, обрекая себя на благочестивое житье, должны были служить примером
праведности для всего мира; напротив, владея имениями, они не только не
отрекаются от мира, но делаются участниками всех неправд, соединенных с
тогдашним вотчинным управлением. Так поставлен был вопрос о нестяжательности.
Ивану III было по душе такое предложение, хотя из своекорыстных побуждений.


Иван Васильевич распространял вопрос о владении
недвижимым имением не только на монастырские, но и на архиерейские имущества.
Собор, состоящий из архиереев и монахов, естественно вооружился против этого
предложения всеми силами и представил целый ряд доказательств законности и
пользы монастырской власти над имениями, доказательств, составленных, главным
образом, Иосифом Волоцким.


В его сочинении указывалось на то, что монастыри на
собственные средства содержат нищих, странников, совершают поминовения по тем,
которые давали вклады, и потому для них нужны свечи, хлеб и ладан; автор
приводил примеры из Ветхого Завета, из византийских законов, из соборных
определений; вспоминал о том, что русские князья, начиная с самых первых,
давали в монастыри вклады, записывали села и, наконец, приводил самые
убедительные доказательства, что если за монастырями не будет сел, то нельзя
постригаться в них знатным и благородным людям, а в таком случае неоткуда будет
взять на Руси митрополитов и прочих архиереев.


Собор взял верх. Иван ничего не мог сделать против его
решения. С этих пор Иосиф сделался отъявленным и непримиримым врагом Нила. К
вопросу о монастырских имуществах присоединился вопрос об еретиках. Нил,
сообразно своему благодушию, возмущался жестокими мерами, которые проповедовал
Иосиф против еретиков, в особенности же тем, что последний требовал казни и
таким еретикам, которые приносили покаяние.


Тогда, конечно, с ведома Нила, а может быть, и им
самим, написано было от лица белозерских старцев то остроумное послание,
обличавшее Иосифа, о котором мы говорили в биографии Геннадия. Иосиф разразился
обличительным посланием против Нила, укорял его и его последователей в мнениях,
противных православию, в том, что он, сострадая еретикам, называет их
мучениками, не почитает и хулит древних чудотворцев русских, не верует их
чудесам, научает монахов чуждаться общежительства, не велит заботиться о
благолепии церквей и украшать иконы златом и серебром.


Таким образом, Иосиф хотел дать преступный смысл тому
предпочтению, которое оказывал Нил внутреннему благочестию перед внешним. Иосиф
обвинял Нила в неуважении к чудотворцам, на том основании, что действительно
Нил, как и его ученики, опираясь на сочинения древних святых отцов, особенно на
Никона Черной Горы, вооружался против ханжей, распускавших известия о ложных
чудесах, знамениях и сновидениях.









 

Copyright historys.ru © 2021