Вторник, 18.12.2018, 18:33
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта
Поиск

Нил Сорский ч. 9

 «Ведома ли тебе, — сказал Даниил, — великая книга, священные правила апостольские и отеческие, и семи вселенских соборов, и поместных, и градских законов, к ним присоединенных. Этой книги никто не смел поколебать от седьмого собора до русского крещения, а в нашей русской земле эта книга больше пятисот лет содержит соборную церковь и все православное христианство просвещает и спасает; от равноапостольного Владимира до нынешнего царя Василия, она была непоколебима и неразрушена; все святые по тем правилам жили и спасались, и людей учили. А ты дерзнул: ты малую часть из этой книги, угодную твоему малоумию, написал, а иное все разметал. Ты не апостол, не святитель, не священник. Как смел ты дерзнуть на это?»
«Меня, — отвечал Вассиан, — побудил на это митрополит Варлаам с освященным собором».
Он сослался на трех свидетелей архиереев, из которых двух уже не было на свете, а третий, крутицкий епископ Досифей, спрошенный митрополитом, показал, что Вассиан лжет: митрополит ему не приказывал, и епископы не были ему советниками.
«Волен Бог, да ты, господин митрополит!» — сказал тогда Вассиан.
«Ты, — говорил митрополит, — в своих сотворениях написал, что в правилах есть противное Евангелию, Апостолу и Святых отец жительству; ты писал и говорил, что правила писаны от дьявола, а не от Святого Духа, называл правило — кривилом, а чудотворцев — смутотворцами за то, что они дозволяли монастырям владеть селами и людьми».
«Я, — сказал Вассиан, — писал о селах: в Евангелии не велено держать сел монастырям».
Митрополит велел ему прочитать ряд доводов и примеров, свидетельствующих о том, что дозволялось монастырям держать села, и святые мужи их держали.
Вассиан сказал: «Если они и держали, то пристрастия к ним не имели.»
«А почему же ты нынешних чудотворцев считаешь пристрастными?» — спросил митрополит.
«Я не знаю, были ли они чудотворцы», — отвечал Вассиан. Митрополит продолжал: «От семи соборов и доныне не бывало в священных правилах еллинского учения, а ты написал в своих правилах еллинских мудрецов: Омира, Аристотеля, Филиппа, Александра, Платона».
«Я этого не помню — зачем написал, — сказал Вассиан, — если что не гораздо, исправь».
Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими.
«Ты, — говорил митрополит, — оболгал тем божественное писание и священные правила».
«Я писал себе, на воспоминание своей душе, — сказал Вассиан, — но тех не похваливаю, что села держат».
После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтоб обвинить Вассиана в явно еретических мнениях.









 

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz


Яндекс.Метрика