Автор: Валерий Сергеев Рублев
Предисловие
Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым
она стремится» и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда,
когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но
судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего по ее идеалам. Это
высшее, что создает национальная культура.
Национальные идеалы русского народа полнее всего
выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина.
Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом
хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте
Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине сказал:
Пушкин «дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа
русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней
отраженные».
Эпоха Пушкина была эпохой возвышения национального
русского духа после победы над Наполеоном. Эпоха Рублева знаменовала собой
грядущее полное освобождение Руси от чужеземной тирании и была ознаменована победой
над силами Золотой Орды.
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека,
в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких
идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре
времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию.
Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Идеалы, воплощенные в творчестве Рублева, столь
высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некоего отражения
того, что можно было бы наблюсти в действительности. А в действительности были
не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и беззаветного
служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим чувство
собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем. «Все
мысленное, — в произведениях Рублева, — мнится видением».
Лучшее и самое достоверное из произведений Рублева —
это знаменитая «Троица».
Сергей Радонежский построил в своей обители Троицкий
собор, в котором была поставлена затем икона Рублева «Троица», «дабы воззрением
на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это был призыв
к объединению всех русских людей — призыв, опиравшийся на глубокое философское
осознание устройства мира, нравственной сплоченности людей.
Троичность была для Рублева не только законом
геометрического построения Вселенной, его диалектики, но и идеальным выражением
не замкнутой двойною связью любви, и любви разомкнутой, включающей в себя все-
мироздание. Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник
— символ вечности, все объединено в круге. Законы земного тяготения не
властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как
бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. В нежных ликах
ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь
«за други своя».
Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не
опираются на землю, их тончайшие посохи — лишь символы странничества,
напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не
сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды.
Отблеск голубого цвета — это опрокинутое в
человеческой природе небо. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их
как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит и надмирное сияние красок. И
оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. На творение это
легко смотреть. Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно
взирающе на всечестные иконы, наполняйся радости и светлости».
В композиции Страшного суда во владимирском Успенском
соборе Рублев точно так же изображает людей как бы в предстоянии перед конечной
ответственностью за свою жизнь. Никакой экзальтации — мудрое спокойствие и
вместе с тем состояние лицезрения конечной истины человеческой жизни. Глаза
рублевских персонажей в Страшном суде видят оценку себе и своей жизни, перед
ними раскрыта тайна мира. Поэтому и Страшный суд не страшен, а радостен. Это то
чувство, с которым шли или, по крайней мере, могли идти русские люди на
Куликово поле.
«Все мысленное мнится видением» — видением идеала!
Творения Рублева — мечта о лучшем человеке.
Д. С. ЛИХАЧЕВ, академик
Образы эти стоят перед нашими глазами и восхищают нас,
как восхищали современников Андрея Рублева, и будут восхищать всех любящих прошлое
и настоящее русского народа.
|