Протестантство
распространялось среди православных так же, как и среди католиков. Считается,
что только в Новогрудском повете было приспособлено к нуждам протестантов или
разрушено 650 православных церквей.
В
этом районе из 600 православных дворянских семей лишь 16 остались верными
православию. Князь Андрей Курбский писал Константину Острожскому, что «почти
вся Волынь заражена язвой (протестантизма)»
Территория
распространения протестантизма в Великом княжестве Литовском включала в себя
собственно Литву и Жемайтию, Новгородско‑Литовскую область, Волынь, а также
города Брест, Заславль (в районе Минска), Полоцк и Витебск.
Случилось
так, что арианские идеи нашли поддержку не только у западных проповедников, но
и у немногих религиозных радикалов, которые переехали в Литву из Восточной
Руси. В 1555 г. русский монах Феодосии Косой, отошедший от православия, после
того как его идеи были признаны еретическими на церковном соборе, бежал с
некоторыми сотоварищами из Москвы. В Литве он сначала заехал в Витебск, а затем
направился в Полоцк, и в обоих этих городах организовал протестантские общины.
После этого он вместе со своим компаньоном Игнатием последовал дальше на запад
в район Новогрудка, оставив еще одного из своих соратников, Фому, священником
протестантской общины в Полоцке. Сам Феодосии хотел встретиться с лидерами
социнианского движения в Литве.
Как
мы знаем, московиты заняли Полоцк в 1563 г., после чего русская протестантская
община там была распущена. В своих толкованиях славянской религиозной истории,
составленных в 1650 г., Андреас Венгерский рассказывает, что царь Иван IV
повелел казнить священника Фому, и что Фому утопили в реке. Предполагается, что
в своем рассмотрении протестантского движения в Литве в XVI веке, А. Венгерский
использовал в качестве источника устные предания польских протестантов и,
возможно, какие‑то письменные памятники. Однако его рассказ содержит некоторые
хронологические и иные ошибки, и мы не можем быть уверены в том что казнь Фомы
действительно имела место. Если Фома был у6ит по царскому приказу, официальная
русская летопись отметила бы это событие, но казнь Фомы там не упомянута.
Феодосии
и Игнатий поселились в Волыни и продолжали там свою религиозную деятельность,
по всей видимости, достаточно успешно. Новгородский монах Зиновий Отенский в своем
полемическом трактате против протестантизма называл Феодосия предшественником
Антихриста. Зиновий писал, что «дьявол совратил Восток через Мухаммеда, Запад —
через Мартина Немца (Лютера), а Литву — через Косого (Феодосия)».
Нет
статистических данных о западных русских, обращенных в разные протестантские
конфессии. Несомненно, что наибольший процент обращения приходил на высшее
русское дворянство, и молодое поколение Ходкевичей, Воловичей, Сапегов, князей
Вишневецких и многих других выдающихся родов отрекались от православия. В таких
городах как Полоцк и Витебск, протестант составляли, по‑видимому, меньшинство
населения.
Об
отношении к протестантизму крестьян мы можем только догадываться. В таких
областях, как Новогрудок, — где, согласно П. Скарге, сотни православных
церквей прекратили действовать — крестьяне, вероятно, были лишены общения с
православными священниками. Выражали ли они свое негодование по этому поводу,
мы не знаем. Когда Курбский говорил, что Волынь стая протестантской, он,
вероятно, имел в виду только дворянство. Судя по последующим событиям, — к
примеру, противостоянию крестьян Брестской унии, — мы можем думать, что
крестьяне были менее расположены менять свою религиозную принадлежность нежели
дворянство. Нет также свидетельств о том, что православные приходские
священники были сколько‑нибудь глубоко затронуты протестантизмом. Большинство
из них, во всяком случае, осталось православными.
Укоренение
протестантизма в Польше, Литве и Западной Руси можно в какой‑то степени
приписать высокому интеллектуальному уровню и честности как его иностранных
лидеров, так и выходцев из коренного населения. Следует заметить, что сам Фауст
Соццинни приехал в Польшу в 1579 г. и поселился вблизи Кракова. Главной
слабостью протестантского движения было отсутствие единства среди его
последователей. Каждое из его основных направлений — лютеранство, кальвинизм и
антитринитаринизм — распадалось на большое количество малых общин, или сект. В
одном только Вильно в 1592 г. было 72 различных протестантских общины.
|