4. Католическая контрреформация
На
первых порах ни католики, ни православные в Великом княжестве Литовском не
оказались способными противостоять протестантскому движению на достаточно
высоком интеллектуальном уровне.
Римская
церковь, озабоченная распространением протестантства, настаивала на его
искоренении. В 1557 г. король Сигизмунд Август издал указ, запрещающий
превращение католических церквей в протестантские молельные дома. Семью годами
позже король обнародовал еще два указа. В первом объявлялось об изгнании из
страны всех иностранцев, проповедующих отказ от католицизма; второй убеждал
поляков поддерживать католическую веру. Все эти меры оказались тщетными. Сам же
Сигизмунд Август не заботился о религиозных проблемах и не был склонен к тому,
чтобы проводить в жизнь свои указы против еретиков. Кроме этого, двое
Радзивиллов — Черный и Рудый — имели на него огромное влияние, а сестра
Радзивилла Рудого Барбара, как мы знаем, была второй женой Сигизмунда Августа.
Римский
католицизм в Польше можно было спасти не путем подавления еретиков (по крайней
мере не только подобными мерами), а с помощью энергичных духовных усилий и
интеллектуального лидерства. Такое лидерство обеспечивали иезуиты. Oни впервые
появились в Польше в 1564 г., а в Литве — в 1569 г. Основной упор они делали на
образовании. В течение 20 лет они создали целый ряд превосходных школ и
университетов, куда даже некатолики стремились отправить своих детей. Первое
иезуитское училище в Литве было основано в 1570 г.; восемью годами позже оно
разрослось до университета (называвшегося «академией»). Таким образом
католическая контрреформация началась в Польше и Литве.
Выдающуюся
роль в католическом движении этого период играл талантливый польский писатель и
оратор Петр Скарга, который стал иезуитом в Риме в 1569 г., а четырьмя годами
позже возвратился в Польшу. Помимо создания школ иезуиты организовывали
католические общины и братства, устраивали публичные религиозные церемонии,
которые привлекали тысячи участников и зрителей, и проводили открытые религиозные
дискуссии, ведя спор как с православными, так и с протестантами. В результате
их умелой пропаганды прозелитства, дворянство, особенно молодое поколение,
начало склоняться к католическому вероисповедания В 1574 г. П. Скарге удалось
обратить в католицизм старшего сына Радзивилла Черного — Николая Криштофа
(тогда ему было 25 лет). Другой сын Черного, Юрий (тогда — 18 лет) вскоре
последовал примеру старшего брата. На следующий год папа назначу Юрия
заместителем епископа, а в 1579 г. — епископом Вильно. Епископ Юрий
организовал в Вильно аутодафе, подвергнув публичному сожжению антикатолические
книги, многие из которые были изданы его покойным отцом. Что же касается
наиболее видных православных семей, то старший сын князя Константина
Острожского Януш и единственный сын князя Андрея Курбского Дмитрий тоже были
обращены в католицизм.
Сигизмунд
Август умер в 1572 г. Через четыре года междуцарствия благородный венгерский
воевода из Трансильвании Стефа Баторий (по‑венгерски Bathory) был избран
королем, при условии, что женится на сестре Сигизмунда Августа Анне. Баторш.
талантливый военачальник и сильный правитель, оказывал полную поддержку
контрреформации. В 1576 г. Польша и Литва стали оформившимися иезуитскими
«областями». Когда Баторий занял Полоцк в 1579 г., он немедленно основал там
иезуитский колледж, отдав иезуитам все, кроме одной, православные церкви и все
полоцкие православные монастыри с принадлежащими им земельными угодьями.
Варшавский сейм 1585 г. одобрил действия короля.
В
своей антиправославной пропаганде иезуиты уделяли значительное внимание
проведению в жизнь идеи церковной унии. В 1577 г. в католической типографии,
основанной в Вильно Николаем Криштофом Радзивиллом, была издана на польском
языке книга Петра Скарги «О единстве церкви божьей» (О jednosci Kosciola
Bozego). В этом же году иезуит Антонио Поссевино основал в Риме Русскую
семинарию, чтобы воспитывать молодых русских в католическом духе. В 1583 г. в
Риме был опубликован русский перевод католического христианского устава Петра
Канизиуса, а в Вильно в 1585 г. был опубликован католический катехизис, тоже в
переводе на русский язык.
В
октябре 1582 г. папа Григорий XIII ввел новый (так называемый григорианский)
календарь. Это было сделано без предварительного согласования с восточной
церковью, и православные в Западной Руси отказались признать его. Эта, на
первый взгляд, небольшая техническая проблема вызвала раздражение и беспорядок
в западнорусских церковных делах; по мнению Оскара Халецкого, «вероятно,
тактической ошибкой было настаивать на немедленном принятии той перемены,
которая затронула обыденную жизнь консервативного православного народа».
Иезуиты,
проповедовавшие в Молдавии, убеждали Святой Престол в том, что целесообразнее
будет не делать принятие григорианского календаря условием унии с Римом. Однако
Поссевино, который в период между 1581 и 1587 гг. был главным римским
поверенным в русских делах, делал многое для того, чтобы ввести новый
календарь, и глубоко возмущался сопротивлением этому в Западной Руси. Нельзя
забывать о том, что главной целью Поссевино было обращение Московии в
католицизм, и он считал, что обращение Западной Руси должно было стать первым
шагом в этом направлении.
После
смерти Батория в 1586 г. в Польше наступил новый период междуцарствия. На
пустующий трон по выбору нового короля были выдвинуты три потенциальных
кандидата: Сигизмунд Шведский, Максимилиан Австрийский и царь Федор (сын царя
Ивана Грозного) Московский. У последнего было много сторонников среди шляхты. К
тому времени Поссевино потерял всякую надежду на обращение в католицизм как
Западной Руси, так и Московии, и в своем письме к Станиславу Гомолинскому от 5
мая 1587 г. он предупреждал об опасности избрания в Польше некатолического
короля и особенно возражал против избрания царя. Возобладали сторонники
Сигизмунда Шведского, и он стал королем Польши под именем Сигизмунда III. Сын
шведского короля Юхана III и польской принцессы Катерины, к которой царь Иван
IV неудачно сватался в 1560 г., Сигизмунд III правил в Польше с 1587 по 1632
гг. и проявил себя еще более верным сторонником иезуитов, чем даже до него
Стефан Баторий.
|