Глава VI. ЗАПАДНАЯ РУСЬ В XVI ВЕКЕ
1. Введение
I
В
Западной Руси монгольское иго длилось около одного столетия и пало около 1350
г. — то есть, на сто лет раньше, чем ему пришел конец в Восточной Руси. На
смену монгольскому владычеству в Западной Руси пришло господство Польши и
Великого княжества Литовского.
Польша
сначала установила контроль только над самой западной частью Украины, захватив
в 1349 г. Восточную Галицию. Оставшаяся часть Украины и вся Белоруссия признали
сюзеренитет великого князя литовского, который стал называться великим князем
литовским, русским и жемайтским.
Хотя
таким образом Западная Русь получила новый властный институт, русский народ в
границах Великого княжества Литовского продолжал в течение некоторого времени
жить в соответствии с представлениями и установлениями киевского периода. Лишь
постепенно новые образцы изменили политический, религиозный, социальный и
экономический уклады жизни как в Белоруссии, так и на Украине.
Взаимодействие
старых русских традиций и новых установлении, ориентированных на польские
образцы, заставляет историков и социологов всерьез заняться историей Западной
Руси XIV, XV и XVI веков. Долгое время исследователям не удавалось получить
целостных представлений об исторической картине происходившего на этих землях
Восточной Европы — которые веками служили границей между римско‑католическим
западом и грек православным востоком, и между западными славянами и восточными
славянами — из‑за запутанного национального и религиозного фона.
Изучение
этой проблемы с исторической точки зрения осложнено и тем, что власть на этой
территории беспрестанно менялась начиная со средних веков и заканчивая новым
временем, вплоть до наших дней. В киевский период западнорусские земли и
княжества являлись частью русской федерации, центром которой был Киев. Затем
пришли монголы, а после них — литовцы и поляки. Мы знаем, что на западнорусские
земли на основании того, что это наследство его предков, киевских Рюриковичей,
претендовал Иван III. В начале XVII века, пользуясь «смутным временем»,
положение бесспорного правителя всей Западной Руси, казалось бы обеспечила себе
Польша. Украинское восстание 1648 г. значительно подорвало силу польского
государства и закончилось объединением значительной части Украины с Москвой. В
результате разделов Польши в 1772‑1795 гг. Российская империя получила всю
Белоруссию и остаток Украины, за исключением Восточной Галиции, которая отошла
к Австрии. После русской революции 1917 г. и нового «смутного времени» в России
возрожденной Полы удалось вернуть половину Белоруссии и Западную Украину. После
Второй Мировой войны как Белоруссия, так и Украина воссоединились с Великой
Россией в Советском государстве. Литва в своих этнических границах тоже стала
советской республикой.
Из
этой краткой ретроспективы политических судеб Западной Руси ясно, что ее
история тесно переплетена с развитием трех государств: Руси, Польши и Литвы. На
самой западнорусской территории сформировались две современные
восточнославянские нации — белорусы и украинцы.
Вполне
естественно, что исследователи всех вышеназванных народов и государств
рассматривали Западную Русь в литовский период, исходя из национального
исторического интереса каждого из них. С точки зрения русского историка,
главным объектом изучения Великого княжества Литовского является не столько
со6ственно история Литвы, сколько положение русских в великом княжестве, их
участие в политике государства и влияние на них литовского управления и
польских установлении.
Русские
были законно признаны в качестве одного из двух основных народов великого
княжества, другим, естественно, были литовцы. В Кревской декларации об унии
Великого княжества Литовского с Польшей в 1385 г. король Ягайло (по‑польски —
Ягелло) объявил о своем намерении навсегда «присоединить» (applicare) к
польской короне «его литовские и русские земли» (terras suas Utuaniae et
Russiae).
Во
Втором Литовском Статуте 1566 г. (Раздел III, статья 9) постановлено, что
великий князь должен назначать на административные должности только коренных
литовцев и русских (собирательно называемых «Литва и Русь»; индивидуально —
«литвин и русин»), и не имеет права доверять высокие посты иностранцам.
До
объединения Польши с Литвой русское влияние в Великом княжестве Литовском
быстро росло. Многие литовские князья и вельможи отказались от язычества и были
обращены в русскую веру (греко‑православие). Русские методы управления, а также
русские юридические понятия были признаны обязательными для всего великого
княжества. Русские ремесла и способы ведения сельского хозяйства развивались в
рамках старых традиций. Русский стал языком великокняжеской канцелярии, а также
и многих ведущих литовских князей и дворян, у многих из которых были русские
жены. Он был также языком администрации и судопроизводства во всем великом
княжестве.
Следует
заметить, что в XIII и XIV веках литовский язык реже, нежели русский,
использовался в сфере интеллектуальной жизни, правительстве, администрации и
законотворчестве. Только в 1387 г. христианство (в форме римского католицизма)
стало государственной религией Литвы. До этого в Литве, фактически до XVI века,
не существовало письменности. Вполне естественно, что литовцы были вынуждены пользоваться
русскими речью и письмом (как позднее они пользовались латинским и польским
языками).
После
объединения Литвы и Польши и обращения литовцев в римское католичество
некоторые литовские дворяне и образованные люди стали возмущаться по поводу
распространения в Литве русского языка. Литовский автор XVI века, Михалон
Литвин, который писал по‑латыни, заметил с раздражением, что «мы (литовцы)
изучаем русский язык, который не побуждает нас к доблести, поскольку русский
говор — иностранный для нас, литовцев, происходящих от итальянских кровей».
Михалон Литвин считал, литовский народ образовался в Римский период и
происходит от группы римлян. Эта легенда возникла в XV веке. Существует в
сколько ее версий. Согласно одной, несколько кораблей с легионерами Юлия Цезаря
было отнесено бурей из Северного моря к южным берегам Балтийского моря; они
причалили в районе устья реки Неман, где расселились и стали предками литовцев.
Согласно другой версии, римское поселение в устье Немана основал «римский князь
Полемон», который со своей семьей и свитой бежал" от гнева императора
Нерона.
С
другой стороны, польский писатель Матвей Стрыйковский современник Михалона
Литвина, советовал литовцам не пренебрегать русскими. Он подчеркивал, что
русские исконно жили на той земле, что сейчас занята Великим княжеством
Литовским, и сомневался, что литовцы смогут вести судопроизводство без по мощи
русских и их языка.
Вслед
за объединением Литвы и Польши (1385 г.) римский католицизм был провозглашен
государственной религией Литвы, после этого началась постепенная полонизация
литовской аристократии. Сначала греко‑православным был запрещен доступ в
великокняжеское правительство и администрацию, и даже когда были признаны
персональные права греко‑православных князей и 6oяр ущемление их в политических
правах продолжалось, правда в несколько видоизмененной форме. Однако русские
традиции искоренить было непросто. Хотя латинский язык и заменил русский в
отношениях великого княжества с западом, государственные бумаги и официальные
документы, такие, как указы, составлялись на русском языке. На русском языке
велось и судопроизводство.
Когда
законы великого княжества были приведены в систему, литовские статуты (первый
из которых был выпущен в 1529 г.) были написаны по‑русски. Многие их положения
основывались на традициях русского права киевского периода. Примечательно, что
первый русский печатный двор был организован в Вильно в 1525 г., то есть, почти
за три десятилетия до того, как книгопечатание началось в Москве.
Переговоры
между Литвой и Москвой всегда велись на русском языке. Западнорусский язык XV и
XVI веков лег в основу белорусского и украинского языков. Однако, несмотря на
определенные различия между западнорусским и восточнорусским (великорусским)
языками, например, в словарном составе, обе стороны не испытывали трудностей в
понимании друг друга.
|