Последнее
свидетельство весьма показательно. В период существования независимых друг от
друга русских княжеств торговые связи между различными центрами Руси по сути
дела были связями межгосударственными. Торговля развивалась за счет
естественногеографического разделения труда (в XV в., например,
хлеб из центральных районов Северо-Восточной Руси везли в северные города, а оттуда
поступали соль и рыба) и обслуживала потребности прежде всего верхов
феодального общества.
Действительно,
именно у феодалов сосредоточивалась масса прибавочного продукта, и купечество
служило посредником в ее реализации. Налаживалась торговля со странами,
лежавшими за границами русских земель. Через Новгород, Псков и Литву в
Северо-Восточную Русь проникали товары Западной Европы, в первую очередь
разного рода сукна, драгоценные и цветные металлы. Из Золотой Орды, других
стран Востока, Византии, итальянских колоний Северного Причерноморья
доставлялись дорогие ткани, пряности, украшения, оружие, лошади.
Русские
купцы, связанные с международной торговлей, составляли высшую прослойку
купечества. Эта прослойка с XIV в. делилась на две группы: гостей-сурожан,
торговавших с Золотой Ордой, итальянскими колониями в Крыму и на Азовском море,
и суконников, торговавших со Смоленским княжеством, Новгородом, Литвой. В
нарративных источниках первая группа определяется как гости-сурожане, или
просто сурожане. Самое раннее упоминание о них относится к 1357 г. В актовом материале
такая группа называлась гостями. До середины XV в. сурожане фиксируются только
в Москве и Твери. Суконники впервые упоминаются в 1382 г. Они жили в Москве,
Твери и Переяславле-Залесском.
И
гости-сурожане, и суконники занимались не только торговлей, но и кредитными
операциями. Так, в 1433 г.
ставший великим князем Юрий Дмитриевич занял «оу гостей и оу суконьников» 600
рублей для уплаты Орде. Судя по данным третьей четверти XIV в. и начала XV в.,
сурожане и суконники имели право владеть землями в сельской местности.
У этой
категории купечества были в городе общие интересы и особая корпоративная
организация, функции и внутреннее устройство которой не удается проследить
из-за отсутствия источников. О существовании определенных общих целей у
верхушки московского купечества свидетельствует факт отъезда в 30-х гг. XV в.
из Москвы в Тверь части московских гостей и суконников, недовольных политикой
великого князя Василия Васильевича , что свидетельствует о наличии определенных
групповых интересов у этой части московских горожан, но и о действиях в защиту
этих интересов.
В 1479 г. в Москве упоминается
церковь Иоанна Златоуста — «изначала церковь гостей московских строение», т. е.
гости как особая корпорация имели свой патрональный храм. Впервые эта церковь
упоминается в 1412 г.
Церковь Иоанна Златоуста стояла в районе Великого посада — будущего Китай-города.
Здесь же находились и дворы гостей.
|