Пятница, 27.08.2021, 05:58
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII—XV вв.

Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII-XV вв. - 10
Очевидно, крупные гости так же изначально селились на посаде, как и феодаль­ная знать. Неслучайно, что и московский торг, занимавший пространство от р. Москвы до современной улицы 25 Октября, был расположен по сути дела в аристократическом районе Москвы, при своем зарождении и позднее он обслуживал преимущественно верхи тогдашнего общества.
Богатое купечество привлекалось княжеской властью к выполнению различ­ных финансовых поручений и служб. Данные за конец 80-х гг. XV в.— начало XVI в. привел В. Ё. Сыроечковский. Но так обстояло дело и в более раннее время. В некоторых списках «Сказания о Мамаевом побоище», памят­ника начала XVI в., имя гостя-сурожанина Михаила Саларева заменяется на имя Михаила Сараева, а имя другого сурожанина Дементия Саларева — на Дмитрия Сараева.
Вполне вероятно, что замены носили осмысленный характер, и вместо представителей одной «сурожской» фамилии в памятник вписывались представители иного, но тоже «сурожского» рода. С этой точки зрения весьма любопытна запись Афанасия Никитина, отправившегося в свое путешествие на Восток в 1468 г., о встрече в Нижнем Новгороде с «пошлин-ником» Иваном Сараевым. Иван Сараев собирал пошлины в богатом волж­ском городе, и, если он принадлежал к сурожанам, его деятельность— важное указание на службы гостей в конце 60-х гг. XV в.
Впрочем, до середины XVI в. законодательного закрепления сословных прерогатив купеческой верхушки по сравнению с остальной массой свободного городского населения не было. В XIV—XV вв. она была, видимо, немногочисленной. Не следует забывать, что и фиксируется эта верхушка только в наиболее развитых городах Северо-Восточной Руси, крупнейших центрах феодального властвования.
В небольших городах Северо-Восточной Руси, где торговое обращение было развито слабее, купечество на прослойки не делилось и вместе с другими свободными горожанами образовывало единое целое. В памятниках летопи­сания, например, там, где говорилось о населении того или иного города, обычно указывалось, что его жители состоят из бояр, слуг и людей.
Иными словами, с точки зрения княжеского или церковного летописца за вычетом бояр и слуг вся остальная масса городского населения была нераздельной, сословно однородной. Летописная запись о поновлении г. Мурома в 1351 г., цити­ровавшаяся выше, являет собой счастливое исключение, гораздо точнее отра­жающее реальность.
Что касается документального материала, то в нем также обнаруживаются свидетельства о единой организации горожан, т. е. главным образом купцов и свободных ремесленников. Так, в одном из документов третьей четверти XV в. упоминается городской староста в Белоозере, который собирал с поселенцев на городском монастырском дворе оброк в размере 8 белок 101. В 1501 г. упоминается городской староста г. Галича.
В завещании 1506 г. волоцкого князя Федора Борисовича упомянуты его долги, которые он должен был возвратить: «дати ми городцким людем волочаном двацать рублов... дати ми городцким людем ржевичем тритцать рублов и два рубля без четверти». Поскольку в завещании волоцкого князя его заимодавцы, даже мелкие, назы­ваются персонально (например, Тимофею Телперокину князь должен был вер­нуть два рубля), обобщенное упоминание горожан Волоколамска и Ржевы, видимо, разумеет городскую организацию, имевшую казну и занимавшуюся ссудными операциями.
Даже упоминаемые в Москве в 1389 г. гости, су конники и городские люди образовывали по крайней мере в прошлом единое целое, поскольку все эти категории горожан фигурировали в особой статье между­княжеского соглашения.
Категория: Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII—XV вв. | Добавил: defaultNick (06.08.2011)
Просмотров: 1717 | Рейтинг: 5.0/1

Copyright historys.ru © 2021