Механическое
же перенесение научных знаний о посаде XVII в. в XIV—XV вв. чревато большими
недоразумениями, искажает действительный ход исторического развития русских
городов, нивелирует качественные скачки в этом развитии. При обращении к
свидетельствам XIV—XV вв. обнаруживается, что на городских посадах росли дворы
тех же церковных и светских феодалов, причем ставились они не на месте дворов
ремесленников и торговцев, как полагают некоторые исследователи, принимающие
ранние посады за ремесленно-торговую часть городов, а на пустых, не
застроенных ранее местах.
Иными
словами, заселение посадов первоначально производилось теми же феодалами,
которые ранее селились внутри крепостных стен. Так, когда в 1425 г. митрополит Фотий
посетил г. Галич, он отслужил церковную службу в местной соборной церкви
Преображения, которая стояла «на посадъ на поле у озера» 22. Городской собор
строился, конечно, на средства не ремесленников и торговцев, а местного князя.
Расположение собора на посадском пустыре по меньшей мере указывает на то, что
галицкий посад осваивался феодалами. К сожалению, крайне скудные свидетельства
по истории городов XIV—XV вв. Северо-Восточной Руси не позволяют конкретно
обрисовать развитие в них посадов. Сведений или нет вовсе, или они случайны.
Несколько
лучше, но все равно крайне фрагментарно может быть представлена история
развития посада самого крупного города того времени — Москвы. Одно летописное
свидетельство XIV в., ссылка в грамоте 1560/61 г. на данную XV в. снохи
Дмитрия Донского, писцовое описание XVII в. свидетельствуют о том, что
расположенный недалеко от Кремля в Китай-городе (бывшем московском Великом,
или Большом посаде) Богоявленский монастырь (ныне в Куйбышевском переулке)
принадлежал известной московской боярской фамилии Воронцовых-Вельяминовых и
был основан, вероятно, их родоначальником московским тысяцким Протасием примерно
в 20-е гг. XIV в.
Любопытно,
что еще во второй четверти XVII в. близ Богоявленского монастыря стоял двор одной
из представительниц этого рода. В завещании 1461 —1462 г. великого князя
Василия Темного фигурируют предназначавшиеся его четвертому сыну Борису в
Москве «на посаде дворы около святого Егорья, каменые церкви, Марьиньские Федоровы».
Речь идет
о дворах на московском посаде, принадлежавших Марии Федоровне Голтяевой и
скорее всего унаследованных ею от своего отца Ф. Ф. Голтяева, умершего примерно
в 20-е гг. XV в. Как выяснил В. Д. Назаров, упомянутый в завещании Василия
Темного святой Егорий — это известный домовый Георгиевский монастырь бояр
Романовых-Захарьиных.
У этих
бояр был тот же родоначальник, что и у Голтяевых,— известный политический
деятель московских великих князей Дмитрия Донского и его сына Василия боярин
Федор Андреевич Кошка. Надо полагать, Ф. А. Кошка и был первым владельцем
дворов и Георгиевского монастыря за р. Неглинной по дороге из Москвы на
Дмитров, т. е. в том месте, где московский посад еще только заселялся. В начале
1454 г.
бывший боярин великого князя Василия Васильевича Петр Константинович Хромой
Добрынский дал митрополиту Ионе «монастырь святого Савы на Москве на посаде».
|