Пятница, 27.08.2021, 06:04
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Москва и Новгород в XV веке

Ч. 2
С формальной точки зрения, хиротонисание у митрополита Герасима не являлось антимосковским актом. Герасим, будучи смоленским епископом, отправился в Константинополь добиваться Русской митрополии осенью 1432 г., когда митрополичья кафедра была вакантной; в 1433 г. «Герасим владыка в осень приеха из Царяграда от патриарха поставлен митрополитом на Рускую землю, а приеха в Смоленск. А на Мосъкву не поеха, зане же князи рускии воюются и секутся о княженьа великоа Рускоа земли». 28 июля 1435 г.
Герасим, схваченный литовским князем Свидригайлом в Смоленске, после четырехмесячного заточения в Витебске был сожжен то ли Свидригайлом, то ли его преемником Сигизмундом. Поставление Исидора в митрополиты состоялось после гибели Герасима.
С точки зрения Константинопольской патриархии, Герасим — законный русский митрополит. Однако вряд ли его митрополитство признавалось в Москве. Основные факты его святительской деятельности (поставление и гибель) фиксируют только псковские летописи; общерусское летописание отмечает лишь поставление им Евфимия II.
 Имя Герасима отсутствует в списке русских митрополитов, содержащемся в Нико­новской летописи, где прямым преемником Фотия назван Исидор: «...31. Фотеи; 32. Исидор...». Между тем Евфимий, остававшийся при Фотии полтора года не хиротонисанным, спешит на поставление в Смоленск, как только там, в литовских владениях, появился новый провозглашенный Константинополем русский митрополит.
В этой связи весьма любопытным представляется объяснение трехлетней задержки с поставлением Евфимия II, изложенное в одной из редакций Жития Михаила Клопского: «Сему же чудному Еуфимию, возведену бывшу на престол, случися тогда нестроение в граде: овии от гражан прилежаху по древнему преданию русским царем, вельможи же града вси и старейшины хотяху латыни приложитися и сих кралю повиноватися. И тако нестроению велику сущу, и того ради блаженому Еуфимию несовершившуся архиерейства саном три лета».
Разумеется, в этом достаточно позднем тексте ощутима проекция на 30-е гг. XV в. событий и оценок последнего десятилетия существования независимого Новгорода, однако лежащая в основе приведенной версии мысль о политическом противостоянии Новгорода и Москвы, несомненно, заслуживает внимания.
Определенную ясность в рассматриваемый вопрос вносит давно вошедшая в научный оборот, но неверно датированная при публикациях грамота митрополита Фотия тверскому епископу Илие с разрешением рукополагать ставленников из соседних местностей вдовствующей Новгородской епархии.
Категория: Москва и Новгород в XV веке | Добавил: defaultNick (09.10.2011)
Просмотров: 1646 | Рейтинг: 5.0/6

Copyright historys.ru © 2021