Все это, конечно, знал и учитывал князь Ярослав
Всеволодович. Отправляясь в Монголию, он понимал, что едва ли вернется живым.
Однако выбора у него уже не было. Князь явился ко двору Великого хана, пробыл
там несколько месяцев и умер 30 сентября 1246 г. на обратном пути, где-то
в безлюдных степях Южной Сибири. В источниках есть сведения, что его отравили.
Поводом для расправы послужил донос одного из бояр. Рассказывали, что мать
Великого хана Гуюка Туракина поднесла Ярославу чашу с ядом медленного действия.
Таким образом правители Каракорума надеялись избежать упреков со стороны Батыя.
Кто знает, отчего мог умереть 56-летний русский князь много дней спустя после
отъезда из ставки Великого хана?
О чем думал, приближаясь к последним верстам своего
земного пути, князь Ярослав? Должно быть, там, среди ржавых осенних степей
Джунгарии, он вспоминал о далекой Руси: «О светло светлая и украсно украшенная
земля Русская!» Только в разлуке можно узнать всю силу ее притяжения. Конечно,
вспоминал Ярослав и о доме, об умершей незадолго до его отъезда жене — княгине
Ростиславе. Ярослав верил: она ждет его там, в горнем мире, в небесных
селениях.
Но более всего думал Ярослав о сыновьях. В них видел
князь продолжение себя, своего дела: «Вот наследие от Господа: дети; награда от
Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен
человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда
будут говорить с врагами в воротах» (Псалтирь, 126, 3–5).
Ярослав и вправду «наполнил колчан свой»: семь
сыновей-наследников должны были получить согласно его завещанию самостоятельные
уделы в Северо-Восточной Руси. Но конечно, более всего думал князь о старшем
сыне, Александре…
Оглядывая весь круг деяний невского героя, легко
заметить: он удивительно схож с послужным списком его отца. Во всех своих делах
и походах Александр не был первопроходцем; он шел буквально «след в след» за
отцом, повторив его судьбу даже в деталях. Однако его победы выглядят
несравненно ярче не только из-за перемены исторического фона — они словно
вспышки во мраке всеобщего отчаяния! — но и благодаря его молодости,
блеску личного мужества и какой-то особой, веселой дерзости.
По свидетельству древнегреческого историка Плутарха,
Александр Македонский, подбадривая одного молодого воина, которого также звали
Александром, сказал ему: «Твое имя обязывает тебя быть мужественным». Первый из
русских князей, носивший имя Александра, уже в юности в полной мере оправдал
свое громкое имя.
Александр Ярославич узнал о кончине отца лишь спустя
несколько месяцев. Он немедленно приехал во Владимир, где и встретил печальную
процессию. Засмоленную дубовую колоду с телом князя поместили в белокаменный
саркофаг. Как и другие великие князья, Ярослав был погребен в стенах владимирского
Успенского собора.
Прощаясь с отцом, Александр уже знал: отныне в его
судьбе многое должно перемениться. Хочет он этого или нет, но ему предстоит
тяжелая борьба за власть. Его соперниками станут не только младшие братья отца
— Святослав, Иван, но и собственные братья — Андрей, Михаил, Ярослав,
Константин, Василий, Даниил. Так уж издавна повелось в княжеских семьях:
властолюбие неизменно торжествует над братолюбием, желание занять лучший,
богатейший «стол» оказывается сильнее страха «впасть в грех» и тем навлечь на
себя гнев Божий, о котором так часто говорили призывавшие к миру церковные проповедники.
Единственный способ выйти из борьбы, сохранив
достоинство и жизнь, — принять монашество. Именно так поступил некогда
черниговский князь Святослав Давыдович. Не желая участвовать в кровавой игре
честолюбцев, он затворился в стенах; Киево-Печерского монастыря. Вместо того
чтобы побеждать других, князь решил победить самого себя: сломив гордыню, он облачился
в грубую монашескую рясу и стал самым смиренным из печерских иноков. Родичи
вначале смеялись над ним, затем пытались силой забрать его из монастыря — но
Святослав был непреклонен. Жестокие законы «мира сего» уже не властны были над
его преобразившейся душой. Твердо и радостно он шел по избранному пути
самоотречения и власти над собой…
|