Собор 1503 г
Падение Дмитрия-внука в 1502 г. имело свою
предысторию. Со второй половины 1500 г., формально оставаясь соправителем,
он перестал допускаться к каким-либо государственным делам. Единственный раз (в
феврале 1501 г.) Дмитрий упоминается в посольских делах, где он назван
после детей Ивана III. Зато влияние княжича Василия все
возрастало. В сентябре 1500 г. он именовался великим князем «всея Руси». К
марту 1501 г. к нему перешло руководство судебными делами на Белоозере.
Весной 1501 г. Василий, отправившись в Тверь, выдал жалованную грамоту на
двор в Кашине (1 августа). Иван III снова выступил с планом
женитьбы Василия на датской принцессе Елизавете, но весной 1502 г. она
вышла замуж за курфюрста Бранденбурга. Судьба Дмитрия-внука была предрешена.
Впрочем, Мухаммед-Эмин в 1505 г. говорил: «Аз есми целовал роту за
великого князя Дмитрея Ивановича, за внука великого князя, братство и любовь
имети до дни живота нашего, и не хочю быти за великим князем Васильем
Ивановичем. Великий князь Василей изменил братаничю своему, великому князю
Дмитрею, поймал его через крестное целованье, а яз, Магмед-Аминь, казанский
царь, не рек ся быти за великим князем Васильем Ивановичем, ни роты есми пил,
ни быти с ним не хощу». 11 апреля 1502 г. Иван III «положил опалу на внука
своего, великого князя Дмитрея Ивановича, и на его матерь, великую княгиню
Елену, за малое их прегрешение, с очей сосла и в крепости посади и до их
смерти. Того же месяца апреля 14… пожаловал своего сына Василья, благословил и
посадил на великое княжение володимерьское и московское и учинил его веса Русии
самодержцем». С. Герберштейн со ссылкой на русские источники объясняет падение
Дмитрия тем, что Софья Палеолог «побудила мужа лишить монархии внука Димитрия и
поставить на его место Гавриила (Василия. — А. З.). Ибо по убеждению жены
князь заключает Дмитрия в тюрьму и держит его там». Это сообщение близко к
записи Краткого Погодинского летописца: в 1500 г. «князь великий нача
думати со княгинею Софьей, и возвратиша его (Василия. — А. З.), и даша ему
великое княжение». Пожалование Василия сопровождалось проектом передачи уделов
его братьям. По тому же летописцу, в 1501/2 г. «отпустил князь великий
дете своих князя Юрья да князя Димитрея, на удел вь Димитров и на Углеч».
Однако, очевидно, передача была лишь провозглашена, но не состоялась.
После окончательной победы над соперником Василий
активно участвует в правительственной деятельности. Через два дня после опалы
Дмитрия-внука (13 апреля 1502 г.) он совместно с Иваном III выдал
жалованную грамоту на новгородские земли. 14 апреля он стал соправителем. В мае
от его имени и имени Ивана III начинается строительство городских укреплений в
Новгороде. К лету власть Василия Ивановича распространялась на Тверь (или по
крайней мере на Катин), Новгород и Белоозеро. Он выдал жалованные грамоты
монастырям — в Бежецком Верхе (Углицкому) и на Белоозере. Сохранилось сообщение
русского перебежчика, изложенное ливонскими послами в письме из Полоцка 27
января 1503 г. В нем говорилось, что тот «рассказал достоверно» о заговоре
Василия с некими «могущественными господами» с целью убить великого князя.
Узнав об этом, Иван III заточил сына и «различными мучительными способами
умертвил других господ». Словом, «там в стране большая вражда… Но на рассказы
таких перебежчиков нельзя полагаться». Исследователи считают,
что речь идет о событиях 1497 г. Но возможно, в рассказах отразились и
слухи о «поимании» Дмитрия-внука.
Длительные и изнурительные войны конца 90-х — начала
1500-х годов потребовали мобилизации людских и материальных ресурсов.
Обострялся вопрос о военных силах, основу которых составляла дворянская
конница. Обеспечение ее землей наталкивалось на все возраставшие трудности.
После присоединения Твери и конфискации земель новгородского боярства
правительство исчерпало основные земельные фонды, которые оно могло широко
использовать для испомещения значительных масс служилых людей. Попытки
расширить земельные резервы в ходе многочисленных тяжб черносошного
крестьянства с монастырями-вотчинниками наталкивались на решительное
сопротивление духовных феодалов. Было еще одно средство, которое отвечало
представлениям московского кружка единомышленников-вольнодумцев, опиравшегося
на Дмитрия-внука, — полная ликвидация (секуляризация) монастырского
землевладения. Поддерживали эту идею и идеологи нестяжательства — в первую
очередь Нил Сорский, опиравшийся на рядовое заволжское монашество. Один из
первых опытов подобного рода был проведен в 1490 г., когда ряд земель был
отписан у пермского епископа Филофея. В 1499 г. раздавались в поместья
церковно-монастырские земли в Новгороде.
|