Я. С. Лурье признал вывод Н. А. Казаковой недостаточно
убедительным. Ведь в «Письме о нелюбках» сказано, что заволжские старцы «молили
самодержца», а это могло быть «только в том случае, если он сам не собирался
«отъымати» церковные села». «Письмо», следовательно, противоречит известию
Вассиана. Нет данных и о связях Нила с великим князем. В своих сочинениях Нил
нигде прямо не говорил о монастырском землевладении. И наряду с этим Лурье
пишет, что «само участие Нила Сорского и особенно Иосифа Волоцкого в спорах на
соборе 1503 г. или вокруг этого собора представляется достаточно
вероятным». В «Письме» аргументы Иосифа и Нила «представляют собой не запись их
официальных выступлений на соборе, а выражение тех мнений, которые
высказывались обеими сторонами вне собора, кулуарно».
Исключительный интерес представляет обнаруженное Ю. К.
Бегуновым «Слово иное» — публицистический памятник начала XVI в.,
посвященный собору 1503 г. и троицкому игумену (позднее новгородскому
архиепископу) Серапиону. «Слово» начинается сообщением о
созыве собора самим Иваном III, который «восхоте… у митрополита, и у всех
владык, и у всех манастырей села поимати и вся к своим соедините». Владыки и
монастыри должны были быть «изоброчены» из великокняжеской казны деньгами и
хлебом. Подтверждается, следовательно, известие об инициативе государя в
постановке вопроса о секуляризации. Автор сообщает, что «вси ему повинушаяся»,
кроме игумена Серапиона. Это или обычное автобиографическое преувеличение, или
предание о первом этапе соборных заседаний. Далее, в «Слове» рассказывается:
«Приходит же к великому князю и Нил, чернец з
Белаозера, высоким житием словый сый, и Денис, чернец Каменский, и глаголют
великому князю: «Не достоить чернецем сел имети». К сим же приста и Василий
Борисов, Тферския земли боярин, та же и дети великаго князя: и князь великий
Василий, князь Дмитрей Углецкий присташа к совету отца своего. И дияки введеныя
по великом князе глаголаху: «Не достоить чернецем сел имети». Князь же Георгий
всесветлое ничтоже о сих не глаголах».
Итак, на соборе действительно выступал Нил Сорский.
Зато об участии Иосифа Волоцкого в соборных прениях «Слово» не упоминает.
Дениса Каменского Ю. К. Бегунов отождествляет с Дионисием Звенигородским, о
котором сообщало «Письмо о нелюбках». Таким образом, подтверждаются два наших
наблюдения: речь Иосифа Волоцкого на соборе 1503 г. измышлена составителем
«Письма о нелюбках»; Дионисий Звенигородский не был правоверным иосифлянином.
Старец Дионисий (Данила Васильевич Лупа) принадлежал к
известной княжеской фамилии Звенигородских. Двоюродный брат его отца кн. И. И.
Звенец — один из соратников Ряполовского и Патрикеевых. В 1475 и 1477 гг.
вместе с И. Ю. Патрикеевым и С. И. Ряполовским он участвовал в новгородских
походах Ивана III, в 1495 г. в качестве окольничего наряду с С. И.
Ряполовским и В. И. Патрикеевым снова сопровождал великого князя в Новгород. В
сентябре 1497 г. послан был с миссией к Менгли-Гирею в Крым, где и умер.
Не менее интересна фигура Василия Борисова. Василий и
Иван Борисовы-Бороздины — видные деятели конца XV в. Они участвовали в
казанском походе 1496 г. В августе 1501 г., во время одного из
походов, Иван Борисович был убит. Среди тверских воевод кн. Василия Ивановича в
1492/3 г. числился Петр Борисович, а в 1501 г. — Василий
Борисович. Двое Борисовых входили в середине XVI в. в
еретический кружок Матвея Башкина.
Известие о поддержке Василием и Дмитрием Ивановичами
секуляризационных проектов Ивана III в других источниках не встречается. Позиция молчаливого сопротивления Ивану III характерна для князя
Юрия Ивановича — ведь последний был покровителем Иосифа Волоцкого
и противником княжича Василия.
Дальнейшие события, по «Слову», развивались так.
Серапион обратился к митрополиту Симону: «Аз убо сел пречистыя церкви не
отдаю». Геннадий сначала говорил: «…глаголете убо вы, аз бо ограблен уже прежде
сего». Но потом и он «нача глаголати противу великому князю о церковных землях.
Князь же великий многим лаянием уста ему загради, веды его страсть
сребролюбную». Возможно, инициативная роль Серапиона в споре с Иваном III в
«Слове» преувеличена в духе агиографических традиций.
Многозначительно отсутствие в нем всяких упоминаний о выступлении (и даже
присутствии на соборе) Иосифа Волоцкого. Это вполне согласуется с
предположением о позднейшем происхождении «речи» Иосифа, приведенной в «Письме
о нелюбках».
|