Пятница, 27.08.2021, 06:01
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Самодержавие в средневековой Руси

Ч. 12
А. Я. Гуревич сравнивает византийские порядки с «пра­вовым компромиссом» между вассалами и королем по «Великой хартии воль­ностей». Такой же сравнительный анализ напрашивается и по русско-англий­ским реалиям. Даже формулы деспотизма в России и Византии схожи: «а жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же» — и: «что угодно императору, то имеет силу закона». Это — один и тот же принцип деспоти­ческого самодержавия.
Схожесть русско-византийских порядков не случайна. Анализируя социаль­ный состав господствующего класса Византии в XI—XII вв., А. П. Каждан так характеризовал основу могущества государственной власти: «Если в западно­европейских государствах классического средневековья собственность консти­туировалась в очень большой мере через феодальную иерархию и вассально-ленную систему, то в Византии соответствующая роль принадлежала госу­дарственному механизму: он осуществлял власть над трудящимся населением и вместе с тем выполнял функции по присвоению и распределению если не всего, то довольно значительной части прибавочного продукта».
В основе сложив­шегося подданства-министериалитета лежат отношения собственности: осуще­ствление верховной властью права, получившего в римском законодательстве определение как dominium directum. Но это — уже другая тема, заслужи­вающая специального исследования поэтому в данной статье мы ограничимся лишь общей констатацией.
Явления прошлого оцениваются обычно с точки зрения перспективы истори­ческого развития. С «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина утверждалась в науке оценка централизации, исходившая прежде всего из государственных потребностей единения страны и создания сильной монар­хической власти.
Новое теоретическое обоснование эта позиция получила у исто­риков так называемой государственной школы. В трудах Б. Н. Чичерина, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева утверждалась мысль, что подавление «бояр­ской крамолы» и наступление великокняжеской (царской) власти на удельную независимость означали успех централизации, несомненно благоприятный для страны, народа и вообще дальнейшего развития.
Полемика Н. Г. Черны­шевского с Б. Н. Чичериным о сути централизации не затронула генеральной линии развития исторической науки и, благодаря трудам С. М. Соловьева, профессионального историка, многие идеи государственной школы были унасле­дованы последующими поколениями историков, в том числе и советскими. Известную роль сыграло и огосударствление самой науки с конца 20-х гг., закрепление в сознании людей государственнических представлений.
Категория: Самодержавие в средневековой Руси | Добавил: defaultNick (06.09.2011)
Просмотров: 1486 | Рейтинг: 5.0/5

Copyright historys.ru © 2021