Утверждались
ли духовные грамоты Ивана Калиты в Орде?
Автор: А. Б. Мазуров
Духовные грамоты Ивана Даниловича
Калиты— хорошо известный источник. Начиная с М. М. Щербатова, ни один крупный
историк не обошел их вниманием. Однако в их источниковедческом изучении до сих
пор существует дискуссионный вопрос о том, утверждались ли они в Орде.
Широко известна формула Н. М.
Карамзина: «Москва своим величием обязана ханам». И глубоко символичным
оказывается то, что древнейшая из подлинных великокняжеских духовных прошла
процедуру одобрения у хана Узбека (1313—1342 гг).
Если все так и было, то это прекрасная
иллюстрация к уничтожающей характеристике Ивана Даниловича, данной К. Марксом.
Подобная точка зрения отчасти свойственна и советской историографии, где Калита
характеризуется как жестокий, хитрый, лицемерный правитель. А. Н. Насонов
считал даже Ивана Даниловича своего рода ханской марионеткой, баскаком с
русской кровью, проведшим в Орде половину своего княжения на великом
владимирском столе и запятнавшим себя сотрудничеством с ней.
Впервые гипотеза об утверждении
завещания Калиты ханом была выдвинута Л. В. Черепниным. Считая два
сохранившихся «харатейных» текста двумя вариантами одной духовной, он
датировал их 1339 годом. По его мнению, Иван Калита для поездки в Орду в 1339 г. заготовил не один
вариант духовной.
В одном из сохранившихся проектов
состав поземельных владений более обширен (включает «примыслы» «опрочь
московских»). Как и В. И. Сергеевич, Черепнин предполагал, что Калита заготовил
еще третий, утерянный ныне, проект, где он перечислил свои купли, упомянутые в
духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 г.— Галич, Белоозеро и Углич. Таким
образом, получалось, что Калита хотел санкционировать в Орде, в зависимости от
ситуации, наиболее выгодный документ.
Конец 30-х годов XIV в.
ознаменовался столкновением Москвы и Твери за великокняжеский стол. В 1339 г. Иван Данилович
одержал в Сарае победу над своим соперником Александром Михайловичем Тверским и
добился его гибели.
В этом же году дважды сыновья
московского князя ездили в ханскую ставку. Перед последней отправкой внук
Александра Невского пытался истребовать в двойном размере «царев запрос» в
Новгороде, что должно было бы способствовать благосклонности хана. В то же
время довольно ранний источник — Рогожский летописец 40-х годов XV в.— сообщает
о том, что в 1339 г.
Иван Данилович возвратился из Орды «в свою отчину пожалован богом и царем».
|