Пятница, 27.08.2021, 06:02
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Утверждение духовных грамот Калиты

Ч. 3
Итак, рассматриваемая гипотеза основывается на следующих аргументах:
1) общие соображения о вероятности данного порядка, подкрепленные анализом благоприятной для Калиты политической конъюнктуры 1339 г.;
2) существование проектов духовной (двух; предполагается существование третьего);
3) особенности формуляра документов;
4) наличие при одном из завещаний «татарской», ныне утраченной, печати.
Прежде всего отметим, что пергаменные тексты Калиты являются двумя разными духовными. Одна из них датируется сегодня 1336, другая— 1339 годом. Как показал В. А. Кучкин, различие почерков писцов, несхожесть орфографии, текстовые вариации, некоторая редакционная перестройка, использование разноц­ветных шнуров для привешивания печатей не позволяют рассматривать эти до­кументы в качестве двух вариантов-проектов После этого гипотеза о «более» или «менее выгодных» проектах в значительной мере теряет свой вес.
Общепризнано, что права на княжение утверждались отдельным ханским ярлы­ком, который князья приобретали, «умздив» татарских вельмож, «за многое злато и сребро». Можно ли принять предположение Каштанова о том, что духовная грамота являлась одновременно и ярлыком?
Но ведь об утверждении духовных грамот в Орде, за исключением именно рассматриваемого здесь спорного случая, нет никаких данных. Древнейшей духо­вной Северо-Восточной Руси, о которой сохранились свидетельства письменных источников, является завещание Михаила Тверского.
По приезде во Владимир, где находился тогда великий князь со своими сыновьями, ханского посла Ахмыла с приказом явиться в Орду, Михаил Ярославич отпустил сыновей в Тверь — «в свое отечество», «дав им ряд, написав им грамоту, раздели им отчизну свою».
Таким образом, как и обе духовные Калиты, упомянутый «ряд» был заготовлен «идя в Орду», то есть до поездки, на случай непредвиденных обстоятельств. Завещание и вступило в силу тотчас по получении известия о мученической кончине князя. В Орде данная «душевная» не утверждалась, что видно из «Повести о Михаиле Тверском»
Существующие источники и последовательность событий отрицают возмож­ность замены ярлыка духовной грамотой. Во-первых, уже в 1325 г. Калита ездил в Орду. Это, конечно, поездка за ярлыком на Московское княжество: великим князем Иван Данилович тогда еще не был.
За время княжения Калиты не проис­ходило смены хана в Орде и потому в 1336 и 1339 гг., видимо, не возникало необходимости подтверждать или испрашивать в Орде право на власть. Симеон Гордый после смерти отца поехал к хану— снова за ярлыками.
Категория: Утверждение духовных грамот Калиты | Добавил: defaultNick (08.09.2011)
Просмотров: 1695 | Рейтинг: 5.0/5

Copyright historys.ru © 2021