Пятница, 27.08.2021, 06:02
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Утверждение духовных грамот Калиты

Ч. 5
Грамоты проникнуты духом сугубо индивидуальной воли князя, в которой проявилось свойственное средневеко­вью смешение публично- и частноправовых моментов. Исходным для понимания завещательных распоряжений московских князей является признание их внутрисе­мейного характера.
Документ, адресованный сыновьям и супруге князя и написанный перед духо­вниками, на случай смерти завещателя, вряд ли предназначался для ханского утверждения.
Судя по всему, к подготовке «душевной» грамоты имел отношение весьма ограниченный круг лиц. Показательно в связи с этим, что при ее составлении не присутствовал ни один боярин, хотя начиная с Дмитрия Донского при этом акте присутствовали послухи— «синклит» знатнейших бояр.
В некоторые, правда по­здние, списки летописей включена «Повесть о жизни и последних часах Дмитрия Донского», рисующая сцену прощания князя с семьей и ближними боярами. Види­мо, именно в эти дни 1389 г. и составлялось второе из дошедших до нас завещаний Дмитрия Ивановича.
Как отметил С. Б. Веселовский, в «Повести» «много прикрас и гипербол, риторики и пространственных распространений, но нельзя не признать большой осведомленности автора и верности характеристик взаимных отношений князя и бояр». Именно к боярам обращался великий князь с просьбой выступить гарантами выполнения его воли.
Совершенно идентичная ситуация обрисована в «Повести древней, списанной о житии великого князя Михаила Александровича Тверского, внука Михайлова», помещенной в Никоновской летописи под 1399 годом.
Предчувствуя свою кончину, Михаил Ярославич увещевал бояр: «А вы, братие, въспоминайте моим детем, чтобы в любви были, якоже указах им и разделих им коемуждо часть отчины (далее следует перечень уделов сыновей)... якоже написах во грамоту душевную, почему им княжити и жити, не преступати моего слова и грамоты душевныя».
Очевидно, что привлечение виднейших бояр к оформлению духовных грамот — своего рода обнародование их перед высшими сановниками государства— для последних десятилетий XIV в. порядок вполне сложившийся.
Отсутствие в завещаниях Ивана Даниловича имен послухов-бояр выглядит на первый взгляд парадоксально. Веселовский на большом фактическом материале показал, что именно к эпохе Калиты относится большинство боярских выездов и начало сложения высшего слоя старомосковской служилой аристократии.
Не­которое первоначальное удивление рассеивают духовные грамоты Симеона Го­рдого 1353 г. и Ивана Красного 1358 года. При составлении этих документов бояр в числе «сидельников» также не было.
Видимо, требовалось время, чтобы бояре вполне осели и вошли в доверие князя, воспринимаясь именно как московские, а не нововыезжие представители родовитой знати.
Категория: Утверждение духовных грамот Калиты | Добавил: defaultNick (08.09.2011)
Просмотров: 1583 | Рейтинг: 5.0/5

Copyright historys.ru © 2021