Восточные источники, так же как и византийские, а в
равной мере и русская летопись согласно говорят, что в XI–XII и даже в
XIII в., т. е. уже при татарах, аланские купцы занимают важное место
в торговле, которая в то время интенсивно шла как по волжскому
пути из Болгар в Среднюю Азию, Кавказ, Иран и Дальний Восток, так и через степи
в Крым, а оттуда на Трапезунд в Малую Азию, на Константинополь, а также велась
с русскими княжествами.
Остановимся несколько на первом пути, который, начиная
с хазар и вплоть до конца золотоордынского времени, т. е. с. VIII по
XV в., играл такую огромную роль в жизни юго-восточной Европы. Несмотря на
разгром, нанесенный Святославом Итилю в 965 г., торговля по Волге не была
уничтожена, хотя на время несколько и понизилась. В востоковедческой литературе
вопрос о торговле по волжскому пути, особенно для X в., разработан
достаточно подробно. В работе крупнейшего исследователя истории Средней Азии В.
В. Бартольда "Туркестан в эпоху монгольского нашествия" приведен
интересный список товаров, которые в X в. шли по волжскому пути из Болгар
в Хорезм. Список этот взят им у арабского географа второй половины X в.
ал-Макдиси. Вот слова последнего, как они приведены в переводе В. В. Бартольда:
"Меха соболей, горностаев, хорьков, ласок, куниц, лисиц, бобров, зайцев и
коз, также свечи, стрелы, кора белого тополя, высокие шапки, рыбий клей, рыбьи
зубы, касторовое масло, амбра, выделанные лошадиные кожи, мод, лущеные орехи,
соколы, мечи, панцири, березовая кора, славянские рабы, бараны, коровы — все
это получалось из Булгар". Из этого списка ясно, что
торговля эта далеко не ограничивалась предметами роскоши, какими в норную
очередь являются меха. Наряду с последними мы имеем "выделанные лошадиные
кожи", кору для дубления кож, рабов и скот. О Булгаре, который при
половцах значительно возрос, известно, что он свое богатство составил на
торговле но только мехами, но и кожами. И еще вопрос, какая из этих статей
играла большую роль и его доходах. В обмен на меха, которые в Булгар приходили
из "страны Мрака", где живут племена Вису, Виру, Юра, с Кавказа шли
металлические изделия. Ал-Гарпати отмечает азербайджанские клинки, которые на
месте их производства стоили один динар за четыре меча. При стоимости динара в
пять рублей золотом клинок обходился в 1 р. 25 к.
Нельзя особо не подчеркнуть и торговли рабами, которые
большими партиями проходили через рынки Булгара и Итиля в Иран, Среднюю Азию и
другие восточные, страны. Среди рабов мы видим славян, русов, булгар, буртасов,
печенегов и пленников из других оседлых и кочевых народов Восточной Европы.
Почти все арабские географы говорят в своих трудах о том, что большое вместо
занимает торговли рабами по волжскому пути. Арабский географ Ибн-Русте
(X в.) и персидский Гардизи (XI в.)
рассказывают, что живущие в Поволжье народы охотятся друг на друга, захватывают
врагов в плен и продают в рабство на указанных рынках, где главными
покупателями являются восточные работорговцы. В половецкий период торговля из
Булгара волжским путем продолжалась, причем у нас есть все основания утверждать,
что самый характер торговли, включая сюда и ее объекты, вовсе не изменился.
Изменились только центры этой торговли.
После разгрома Итиля (в устье Волги) место последнего
занял Саксин, о котором, к сожалению, в источниках мало сведений. В специальной
литературе до сих пор нет единодушного мнения о его местоположении. Думается,
справедлива та точка зрения (Вестберг, Бартольд), которая
считает, что Саксин находился вблизи устья Волги, т. е. где-то недалеко от
современной Астрахани, невидимому на месте старого Итиля. Быть может, наиболее
важное свидетельство о Саксине находится у арабского путешественника
ал-Андалузи-ал-Гарнати, который в начале XII в. проехал Поволжье от устья
и до Болгар. В Поволжье он прожил несколько лет, в силу чего его сведения приобретают
ценность свидетельских показаний. К сожалению, зная хорошо Саксин, он в своих
заметках лишь ограничивается замечаниями, что жил в нем, встречался с такими-то
людьми, но совсем не описывает Саксина, хотя и упоминает о его мечетях, рынках
и постройках.
С именем того же ал-Андалузи-ал-Гарнати связывается и
сведение о том, что в самом Саксине большинство населения принадлежит к гузам.
Речь идет о сорока родах гузов, т. е. туркмен. Если Саксин
в половецкий период стремился в торговом отношении играть роль хазарского Итиля
и являлся крупным рынком юго-востока Европы, то на северо-востоке, как и в
предшествующий период, торговля была в руках Булгара, значительно выросшего по
сравнению с тем, каким он был в X в. Насколько богат был город Булгар и
булгарский князь, как далеко на Восток шли его торговые связи, видно из
следующего факта. Но словам автора "Тарихи Бейхак", булгарский эмир
Абу Исхак Ибрахим, сын Мухаммеда, сына Балтавара, в 415 г. х. (1024 —
1025 гг.) послал большие деньги на постройку пятничных мечетей в городах
Себзаваре и Хос-роуджирде, а также большие подарки падишаху Хорасана. Судя по летописи им данным, Булгар был большой город, развалины
которого находятся рядом с селом Болгары-Успенское да Нодго, Татарской АССР.
Ипатьевская летопись, описывая поход Нсеполода Георгиевича, князя суздальского,
в 1182 г.
на Булгар, говорит, что русские, оставив часть отряда на берегу, "сами же
поидоша на конех в землю Болгарьскую к великому городу Серьбренных Болгар.
Болгаре же видевшие множоство Русских полков, не могоша стати, затворишася в
городе; князи же молодей уохвотишася ехати к воротам биться".
Из рассказа этого ясно, что Булгар — не только
большой, но и окруженный стенами город. Упомянутый нами арабский путешественник
начала XII и. к данным Ипатьевской летописи как бы добавляет следующие ценные
сведения: "Он [Булгар] — город, выстроенный из соснового дерева, а стена
его из дубового дерева, вокруг него (живут) турецкие племена, не сосчитать
их".
Итак, Булгар — большой деревянный город, который,
по-видимому, часто горел. В этом отношении характерен летописный рассказ о 6737 г. (1229), в
котором говорится: "Бог сотвори отмщение вскоре над безбожными, загоре бо
ся град их Великий [Болгар] и згоре его большая половина".
О большой населенности и неприступности Булгара говорит и персидский историк
завоеваний Чингис-хана, Джувейни, автор второй половины XIII в. Путь из Болгар на Саксин по Волге и дальше в Каспийское море (по
словам арабского географа Якута, из Саксина морским путем ездили в
XII–XIII вв. на Мангышлак) находился целиком в руках
половцев, которые-подобно хазарам IX–X вв. собирали с торговых судов
пошлины, доставлявшие половецким ханам, невидимому, огромные доходы. Есть
известия, что в XII в. по Волге вплоть до кавказских берегов Каспийского
моря ходили русские суда, причем не только торговые, но и военные. В. В.
Бартольд в своей статье "Кавказ, Туркестан, Волга" (стр. 7) пишет:
"В XII в. мусульмане на некоторое время лишились Дербента и даже некоторых
областей к югу от него. В этих войнах принимали участие и русские; около 1175 г. говорится
о поражении русского флота близ Баку".
|