ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ПАДЕНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
"О конечном запустении Златыя Орды; и о царе ея,
и о свободе; и о величестве Руския земли, и чести, и в красоте преславного
града Москвы".
Казанский летописец.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ФЕОДАЛЬНАЯ СМУТА В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ В 60 — 70-х ГОДАХ XIV в.
"Смута спит; да проклянет Аллах того, кто ее
разбудит!".
Из преданий о пророке Мухаммеде.
"Бысть брань и замятия вели" во Орде".
Никоновская летопись.
До XIV в. границы Золотой Орды включали в себя не
только земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, но
и Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербенда, северный
Хорезм, и земли в бассейне нижней Сыр-дарьи, и степи, лежавшие на север от
Сыр-дарьи и Аральского моря до рек Ишима и Сары-су.
Таким образом до начала XIV в. территория Золотой
Орды совпадала с теми землями, которые понимали мусульманские источники под
термином "Улус Джучи". Однако с начала XIV в. Улус Джучи
распался на два государства Кок-Орду и Ак-Орду, из которых последняя была в
вассальной зависимости от первой. В Ак-Орду входили упомянутые выше земли в
бассейне южной Сыр-дарьи, а также степи и города на северо-восток от Аральского
моря и до рек Ишима и Сары-су. После отделения Ак-Орды термин Золотая Орда применяется
главным образом к землям Кок-Орды. В итоге, когда в источнике относительно
событий XIV в. говорится об Улусе Джучи, то имеется в виду две орды —
Кок-Орда и Ак-Орда. При сопоставлении русских источников с мусульманскими
следует помнить, что встречающийся в летописях и других русских памятниках
термин "Синяя Орда" не совпадает с именем "Кок-Орда", что в
переводе на русский язык и значит "Синяя Орда", а совпадает с
термином "Ак-Орда", т. е. "Белая Орда". Выше уже
говорилось, что на грани XIII и XIV вв. Улус Джучи распался на Кок-Орду и
Ак-Орду, каждая из которых имела свою собственную династию из потомков старшего
сына Чингисхана Джучи. С первых лет образования Улуса Джучи и после распада на
две указанных орды, согласно персидским авторам XV–XVII вв., Кок-Орда
составляла правое крыло (бараун-кар, онкол) Улус-джучиева войска, т. е.
поставляла из среды своего кочевого населения все входящие в него тумены, а Ак-Орда составляла левое крыло (джаункар, солкол), т. е.
поставляла все тумены левого крыла.
Высшей точкой военного могущества Золотой Орды было
время Узбек-хана (1312 — 1342). Его власть была одинаково авторитетна на всех
зеадлях его обширных владений. Согласно Ибн-Арабшаху, арабскому историку
XV в., караваны из Хорезма проходили на телегах совершенно спокойно,
"без страха и опаски", до самого Крыма в течение 3 месяцев. Не было
надобности возить с собой ни фуража для лошадей, ни продовольствия для
сопровождающих караван людей. Более того, караваны не брали с собой
проводников, так как в степях и земледельческих районах было густое кочевое и
земледельческое население, у которого можно было все необходимое получить за
плату.
С точки зрения человека феодальной эпохи, да еще на
мусульманском Востоке, слова Ибн-Арабшаха — лучший показатель могущества власти
золотоордынских ханов эпохи Узбека и его непосредственного предшественника
Токты.
После смерти Узбек-хана положение дел в Улусе Джучи
стало постепенно меняться. Твердый порядок начал подрываться династийными
распрями, принявшими характер сложных феодальных смут.
Первые признаки упадка появились уже при Джанибек-хане
(1342 — 1357). Восточные источники и русские летописцы несколько идеализируют
Джанибек-хана, приписывая ему те же положительные качества, что и Узбеку.
Упомянутый выше "Аноним Искен-дера" (Муин-ад-дин Натанзи) особенно
подчеркивает его энергичную деятельность по насаждению ислама в Кок-Орде (в
Золотой Орде), выразившуюся в постройке медресе и мечетей, в привлечении
богословов, в поощрении наук (надо понимать главным образом богословские), в
насаждении культурных обычаев и нравов.
Неизвестный автор "Истории Шейх-Увейса",
эмира из династии Джалаиридов, явно симпатизирующий
самостоятельности иранских владений и их сопротивлению посягательствам Улуса
Джучи. писал о Джанибеке: "Государство [его] процвело и могущество его
увеличилось, но он (Джанибек, — А. Я.) позарился на Иран…".
Джанибек-хан продолжал традиции своих предшественников
золотоордынских ханов — по отношению к Азербайджану. Как и
Узбек-хан, Джанибек стремился присоединить последний к своим владениям. Сделать
это было нетрудно, ибо после смерти хулагида Абу Сайда в 1335 г.
государство Хулагидов распалось. Азербайджан захватили Чобаниды, династия
тюрко-монгольского происхождения. Брат основателя династии эмира Хасанка, эмир
Ашреф — или, как его еще называли, Мелик Ашреф (1344 — 1356), — установил
в Азербайджане твердую, но вместе с тем грабительско-тираническую власть.
Недовольство в Азербайджане охватило не только народные массы, но и круги
азербайджанской землевладельческой знати и купечества. По словам автора
"Истории Щейх-Увейса", многие ходжи (в данном случае купцы)
"Тебриза, Серахса, Ардебиля, Байлекана, Берда и Нахичевана" явились к Джанибек-хану и просили его взять власть в
Азербайджане в свои руки.
Невидимому, Джанибек-хан имел в Азербайджане немалое
количество преданных себе людей, которые вели пропаганду джучидских интересов.
Особенно энергично поддерживали его представители улемов — шейхи, казии и
другие. Характерно, что известный казн Мухьи-ад-дин Бердаи в результате
притеснений Мелик Ашрефа уехал в Сарай Берке и в одной из своих проповедей стал
призывать Джанибек-хана организовать поход на Тебриз.
Персидские историки, начиная с упомянутого выше
Зейн-ад-дина, подробно рассказывают о походе Джанйбек-хана, который и
завершился разгромом войска Мелик Ашрефа в районе Уджанского гурука (заповедное пастбище). Произошло это в 758 г. х. (= 1357). На некоторое — правда, очень короткое время Азербайджан был
присоединен к Улусу Джучи. Внешнее выражение этого факта мы видим в том, что
Джанибек-хан начал чеканить свои монеты также и в Тебризе — главном городе
Азербайджана. При Узбек-хане (1312 — 1342) монеты в Золотой Орде чеканились
"в Сарае, Булгаре, Мокше, Крыме, Азове и Хорезме".
При Джанибек-хане к этим монетным дворам присоединились как места чекана в
самой Золотой Орде Гюлистан и новый Гюлистан, а за пределами прежних границ —
Тебриз. Однако монеты Джанибек-хана тебризского чекана весьма редки и относятся
все только к 757 г.
х. (= 1356). По-видимому, в дальнейшем Джучиды в Тебризе не чеканили, так как
от Бердибека, который вступил на престол уже в 758 г. х. (= 1357),
монет с его именем, чеканенных в Тебризе, мы не встречаем. По сравнению с
известиями средневековых восточных историков монеты являются более надежным
источником, так как носят документальный характер. Самый факт чекана
Джанибек-ханом в Тебризе монеты в 757 г. х. говорит, что этой дате мы должны
больше доверять, чем той, которую приводят восточные историки (758 г. х.) в
качестве даты завоевания Джанибеком Азербайджана. Известно, что Джанибек
недолго задержался в покоренном Азербайджане, дела тянули его домой, и он,
оставив сына Бердибека своим заместителем во дворце Ольджай Хатун
в Тебризе, отправился в Сарай.
|