|
Каталог статей
ПЕРВАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ СМУТА В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ В 60 — 70-х ГОДАХ XIV в. - 8
Мамай в 1380 г. собрал огромное войско, в состав
которого входили не только тюрко-монгольские кочевники и пехотинцы, но и
наемные отряды. Если верить летописи, Мамай "наймаа Фрязы, Черкасы, Ясы и
иныа к сим".
Когда до Димитрия дошли сведения, что Мамай с
огромными силами находится под Воронежем, он стал энергично готовиться к
отпору. Он обратился ко всем князьям Руси, в том числе и к своему постоянному
сопернику тверскому князю Михаилу. Летописец, точнее автор летописной повести,
перечисляет со всеми подробностями список князей, принявших участие в обороне
родной земли. Даже беглое знакомство с этим перечнем покажет, что на этот раз
авторитету московского князя удалось преодолеть узкие, местные, сепаратистские
интересы феодальных владетелей Руси. Димитрий особое внимание обратил на
вооружение войска. Определенная заслуга в деле общерусской обороны от татарской
угрозы принадлежит митрополиту Киприану, который выступил как представитель
общерусской церкви, игравшей тогда прогрессивную роль объединителя "всея
Руси". Митрополит Киприан не только морально поддерживал Димитрия Донского
в его патриотическом подвиге, но и призывал всех русских князей повиноваться
Москве как общерусскому политическому центру. Димитрий отдал приказ 31 июля 1380 г. собраться
русским полкам в Коломне, откуда и предполагал повести наступление на Мамая.
Весьма интересна одна деталь в организации самого похода, отмеченная в повести.
"Поят же тогда князь велики с собой десять мужей Сурожан гостей, видениа
ради; аще что Бог случит, имут поведати в далных землях, яко сходници суть з
земли на землю и знаеми всеми и в Ордах, и в Фрязех; и другая вещь: аще что
прилучится, да сии сьтворяют по обычаю их". Далее
приводятся их имена. В свое время в торговом русском мире все это были
известные люди. Среди них были не только знающие нравы, обычаи и язык татар, но
и люди, имеющие более или менее точные сведения о дорогах, мостах, бродах на
пути в Орду. Нечего и говорить, что Димитрий Иванович у них получил все
необходимые ему сведения о Мамае, составе его войска и т. д.
Из Коломны Димитрий передвинулся дальше на юг и
устроил лагерь "у Оки на усть-Лопасны рекы". Тут же
присоединился с войском великий воевода Димитрия Тимофей Васильич. В сентябре
русские полки были уже в Березуе. Интересно, что здесь присоединились к
московскому князю со своими полками некоторые литовские князья. Не пришли
только великий князь Ягайло и князь рязанский Олег. Отсюда Димитрий
передвинулся еще дальше и в долине Дона на Куликовом поле встретился с лютым
врагом Руси, с войском Мамая.
Подходя к самому окончанию Куликовской битвы, автор
повести вкладывает в уста русских и литовских князей, собравшихся бить татар,
слова: "не в силе бо Бог, а в правде". Отвечая на
это, Димитрий возглашает: "братиа, лучши есть честна смерть злаго
живота". С литовскими князьями прибыл замечательный воин
того времени, родом с Волынской земли, Дмитрий Боброк, "его же знааху вси
и боахуся мужества его ради". Особенно красочно
описывается автором повествования расположение двух войск на Куликовом поле у
устья реки Непрядвы и самая битва, давшая русским победу всемирно-исторического
значения. По исчислению автора обе стороны, русские и татары, имели каждая
около 400 тысяч конных и пеших воинов. Невидимому, здесь имеется преувеличение.
Татарам было легче собрать это количество, русским труднее. Димитрий не только
руководил битвой, но и сам принимал в ней участие. Мамай же "с пятма князи
болшими взыде на место высоко, на шоломя, и ту сташа, хотя видити кровопролитие
человеческое и скорую смерть".8 сентября 1380 г. татары
первые начали битву. В повести имеется весьма любопытная деталь, чисто военного
порядка: "Татарьскаа борзо с шоломяни грядуще, и ту пакы, не поступающе,
сташа, ибо несть места, где им расступитися; и тако сташа, копиа покладше,
стена у стены, каждо их на плещу, предних своих имуще, преднии краче, а задний
должае". Два момента битвы привлекли особое внимание
повествователя, и оба они ярко описаны. Первый из них — единоборство послушника
Сергия Радонежского инока Пересвета, в миру известного своей силой и ловкостью
богатыря, и татарского богатыря Темир-Мурзы, закончившееся смертью обоих.
Второй из них — выступление скрытого в засаде войска
под командой Дмитрия Боброка. Сражение было как никогда кровопролитное, шло оно
с переменным успехом. Уже полегло с обеих сторон более половины войска.
"Всюду бо множество мертвых лежаху, и не можаху кони ступати по мертвым;
не токмо же оружием убивахуся, но сами себя бьюще, и под коньскими ногами умираху,
от великиа тесноты задыхахуся, яко немощно бо вместити ся на поле Куликово межу
Доном и Мечи, множества ради многих сил сошедшеся."
Трудно переоценить значение Куликовской битвы. Оно
выходит далеко за пределы собственно русской истории. Победа Димитрия Донского
над татарами обозначала, что татар можно победить и что в случае объединения русских
князей татарской власти можно нанести решительный и сокрушающий удар. Так и
воспринята была соседними народами победа русского народа на Куликовом поле в 1380 г. В этом и
заключается ее мировое значение. Однако, как ни велика была сокрушительная сила
русской победы, она еще не обозначала распада Золотоордынского государства, в
нем еще имелись силы для временного возрождения.
|
Категория: Золотая Орда и ее падение ч. 2 | Добавил: defaultNick (28.02.2012)
|
Просмотров: 1420
| Рейтинг: 5.0/10 |
|
|